МБДОУ детский сад №75 "Ивушка"

Современные технологии организации предметно-пространственной среды в ДОО. Полидрон – конструкторы.

Современные технологии организации предметно-пространственной среды в ДОО.

 Полидрон – конструкторы.

                                                                           

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

  На мой взгляд индивидуализации дошкольного образования способствуют инновационные техники и оборудование. Так, например, опыт работы по развитию конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование магнитного конструктора  «Полидрон» показывает, что использование данного инновационного оборудование позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей.

Магнитный конструктор «Полидрон» инновационный продукт, с помощью которого дети могут одновременно познавать мир фигур, пространства и магнетизма. Детали конструктора с одной стороны окрашены в чёрный цвет, а с другой стороны — в основной цвет (красный, жёлтый, зелёный или синий). Представлены детали в виде пяти фигур: квадраты, равносторонние треугольники, прямоугольные треугольники, прямоугольники, пятиугольники.

 Магнитный конструктор «Полидрон» даёт возможность не только насладиться игрой с конструктором, но и изучить понятие полярности. Соединяются фигуры друг с другом только тогда, когда полюса правильно расположены по отношению друг к другу. Дети могут часами экспериментировать, создавая различные фигуры и конструкции.

Играя с деталями конструктора, благодаря эффекту магнетизма, у ребенка получается легко и быстро соединять детали между собой. Это вызывает у детей ощущение успеха и веру в свои силы. Ребенок понимает, что у него получается  выполнить задания легко, быстро и правильно.

Конструктор позволяет ребенку освоить опыт взаимодействия с магнитами и приобрести понимание основ магнетизма. Простая понятная маркировка сторон деталей разных полярностей дает возможность детям ненавязчиво усвоить знания про полярность магнитов.

Свойства магнитных деталей самостоятельно собираться, образуя из плоской разверстки фигуры ее объемную форму, незаменимо для формирования у детей исследовательской деятельности.

Непосредственно организованная деятельность с конструктором обеспечивает легкое знакомство с объёмными фигурами. Развивает пространственное и абстрактное мышления. Знакомит с азами арифметики и геометрии. Погружает в увлекательный мир 3D-моделирования.

Используя магнитный конструктор «Полидрон» в конструктивно-модельной деятельности, мы можем реализовать основные программные задачи старших дошкольных групп:

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части; Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений; Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки; Продолжать учить сооружать постройки / конструкции, объединенные общей темой; Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребенка: ловкость и гибкость пальцев и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития. Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников, а также совместную деятельность со взрослым. Групповая и совместная деятельность способствует социализации детей, развивает такие качества дошкольников как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия для достижения цели, разрешать конфликты или избегать их. Конструирование имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умения сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами.

Рассмотрим методику работы с магнитным конструктором.

При знакомстве детей с конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе. Дать детям самим попробовать соединить разные детали конструктора, обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур. Обучить пользоваться схемами-подсказками. Лучше, если это задание будет совместным. Пусть дети сами объединяются в группы по 4-5 человек. После завершения работы все вместе обсуждают конструкции, показывают, что у них получилось.

Далее, когда дети уже овладели плоскостным строительством, воспитатель предлагает из простых геометрических фигур сделать объемные (например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырех треугольников- четырехугольную призму). Фигуры создаются образцу, по схеме, по словесной инструкции.

На третьем этапе задания усложняются. Из уже известных нам объемных фигур (куб, призма), предлагаем детям создать простые постройки-конструкции по теме. Например, построить дом для хозяина (хозяина выбираем по вашей тематике, например, лисичка из русской народной сказки «Заячьи слезы»). Конечно же, для повышения интереса ребят к конструированию и созданию эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки.

На следующем этапе занятий воспитатель усложняет задачу, предложив детям создать более сложные постройки-конструкции, объединенные общей темой. Например, многоэтажный дом (или теремок для нескольких жителей леса, башню для принцессы из сказки «Конек Горбунок»). Так же это может быть театр, школа, детский сад. Все зависит от задумки воспитателя. На этом этапе конструирования дети учатся строить многоуровневые постройки, путем присоединения нескольких заготовок.

На заключительном этапе (самом сложном и в то же время самом интересном) дети получают возможность самостоятельно создавать постройки / конструкции. Конечно, им в помощь предлагаются ранее изученные схемы, рисунки готовых построек и тематические картинки. К этому этапу практически все дети способны к конструированию по замыслу. Теперь главная задача научить их реализовывать общий замысел группы.

В заключении хотелось бы напомнить слова замечательного педагога, автора многих методик по конструированию Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приемам конструирования, сколько на формирование способов действий и обобщенных способов решения конструктивных задач. При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью.

Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 75 О.В.Уханева.

27 января 2020 в 15:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.